Если компания представляет собой холдинг, состоящий из нескольких обособленных предприятий (бизнес-единиц, филиалов, отдельных юридических лиц), то встает вопрос о формировании консолидированных бюджетов и отчетов всей компании. Это может осуществляться двумя способами:
совместное планирование и ведение учета деятельности всех предприятий в одной системе, что позволяет сразу формировать консолидированные бюджеты и отчеты компании;
ведение раздельного учета и формирование собственных плановых и отчетных документов для каждого из предприятий компании и их последующее объединение в консолидированные бюджеты и отчеты компании.
Каждый из вариантов обладает своими преимуществами и недостатками. Крупные компании, состоящие из большого количества предприятий, как правило, выбирают второй вариант. Этому способствуют территориальная обособленность отдельных предприятий, влекущая за собой обособленные процессы учета и планирования. Различные направления деятельности предприятий компании, возрастание количества разнородных хозяйственных операций также способствуют ведению отдельного специализированного учета для каждого предприятия.
Это приводит к тому, что необходимо консолидировать отдельные бюджеты и отчеты предприятий компании, что в свою очередь требует разработку методологии данной процедуры. При наличии хозяйственных операций между различными предприятиями компании процедура консолидации усложняется и возникает необходимость исключения внутренних оборотов при формировании консолидированных бюджетов и отчетов. Например, если одно предприятие выдает займ другому предприятию в составе компании, то на уровне группы никаких займов компания в целом не получает и не выдает. Поэтому при формировании консолидированной отчетности компании влияние данной операции необходимо исключить.
Одним из распространенных видов внутренних оборотов являются продажи внутри группы. Например, если предприятия продают свою продукцию торговому дому в составе компании, то при этих операциях может возникнуть прибыль внутреннего оборота, также подлежащая исключению при консолидации. Прибыль внутреннего оборота может входить и в состав остатков в балансе, например, в составе продукции, которую торговый дом закупил у предприятий компании. Сложные случаи возникают, если прибыль внутреннего оборота входит в состав материалов, которые затем используются для производства продукции. Если внутри группы компаний закупается основное средство, то прибыль внутреннего оборота отражается в его остаточной стоимости, в амортизации и в стоимости произведенной продукции.
Внутригрупповая операция одного периода может отражаться в бюджетах и отчетах последующих периодов, поэтому при консолидации необходимо учитывать и некоторые данные прошлых периодов. Иногда продукция продается несколько раз от одного предприятия группы к другому, при этом прибыль внутреннего оборота также переходит от одного контрагента к другому. Если эта прибыль попадет в отчетность группы компаний, то финансовые результаты окажутся завышенными и будут вводить в заблуждение пользователей отчетности.
Таким образом, консолидация бюджетов и отчетов является непростой задачей, требующей особого внимания финансовых служб и руководителей. Компании, предоставляющие отчетность по МСФО, также обязаны исключать влияние операций внутри группы, поскольку этого требуют международные стандарты. Консолидация отчетности в этом случае осложняется еще и тем, что ее необходимо проводить в соответствии с правилами, заданными МСФО.
Для того чтобы правильно исключить все влияние внутренних оборотов при консолидации бюджетов и отчетов, необходимо изучить особенности организации бизнеса компании и разработать методологию консолидации. Создание такого инструмента позволит оперативно и качественно готовить консолидированные бюджеты и отчеты для предоставления заинтересованным пользователям и принятия управленческих решений.
Что мы предлагаем
Решением описанных проблем является разработка и внедрение в Компании системы консолидации бюджетов и отчетов, которая представляет собой механизм сбора необходимых плановых и фактических данных, исключения внутригрупповых оборотов и формирования консолидированных бюджетов и отчетов.
Система консолидации бюджетов и отчетов позволяет решать следующие задачи:
Консолидация бюджетов и отчетов предприятий Компании;
Подготовка консолидированных бюджетов и отчетов в соответствии с требованиями МСФО (GAAP);
Более обоснованное принятие управленческих решений на основе достоверной и оперативной информации о Компании;
Сопоставление консолидированной отчетности по бюджетам и отчетности по МСФО (в случае, если эти виды отчетности составляются раздельно);
Укрепление финансовой дисциплины и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам Компании в целом.
Результаты
Внедряя систему консолидации отчетности и планов, Компания получает эффективный инструмент, включающий в себя следующие элементы:
Нормативно-методологическая база системы консолидации бюджетов и отчетов:
определяющая методику исключения внутренних оборотов при консолидации;
включающая требования к данным, предоставляемым отдельными предприятиями группы;
регламентирующая процесс формирования консолидированных бюджетов и отчетов (регламенты, графики документооборота, рабочие инструкции по формированию показателей);
Интегрированная в автоматизированную систему управленческого учета и планирования Компании подсистема, обеспечивающая обработку бюджетов и отчетов предприятий группы, исключение внутренних оборотов и консолидацию данных;
Персонал, обученный навыкам формирования консолидированных бюджетов и отчетов.
Организация работ
Содержание работ
Для большего удобства Клиента и сокращения рисков проекта, услуга по постановке системы консолидации бюджетов и отчетов разделена на следующие этапы:
Этап 1 – Диагностика текущего состояния систем управленческого учета и планирования Компании;
Этап 2 – Разработка нормативно-методологической базы системы консолидации бюджетов и отчетов Компании;
Этап 3 – Проектирование и регламентация функций системы консолидации бюджетов и отчетов Компании;
Этап 4 – Автоматизация системы консолидации бюджетов и отчетов Компании.
Такой подход к созданию системы позволяет последовательно решить комплекс задач, возникающих по ходу проекта. На каждом из этапов решаются следующие задачи:
Этап 1 – Диагностика текущего состояния систем управленческого учета и планирования Компании.
Основной задачей данного этапа является приобретение понимания бизнеса Клиента и определение возможности формирования консолидированной бюджетов и отчетов Компании.
Результаты этапа:
Отчет о результатах диагностики текущего состояния системы управленческого учета и планирования Компании, описывающий готовность данных систем Компании к сбору необходимых данных и консолидации бюджетов и отчетов;
Концепция, отражающая принципы построения системы консолидации бюджетов и отчетов.
Этап 2 – Разработка нормативно-методологической базы системы консолидации бюджетов и отчетов Компании.
Основной задачей данного этапа является разработка методологических и нормативных материалов, сопровождающих систему консолидации бюджетов и отчетов Компании.
Результаты этапа:
Методика консолидации бюджетов и отчетов Компании, включающая технологию исключения внутренних оборотов;
Требования к системам управленческого учета и планирования, выполнение которых обеспечит возможность формировать консолидированные бюджеты и отчеты Компании.
Этап 3 – Проектирование и регламентация системы консолидации бюджетов и отчетов Компании.
Основной задачей данного этапа является проектирование процесса предоставления необходимых данных о внутренних операциях Компании и формирования консолидированных бюджетов и отчетов. На данном этапе происходит определение функций субъектов, участвующих в данном процессе.
Результаты этапа:
Регламентирующие документы: регламенты и схемы основных функций процесса предоставления необходимых данных о внутренних операциях Компании и формирования консолидированных бюджетов и отчетов, графики документооборота, рабочие инструкции.
Этап 4 – Автоматизация системы консолидации бюджетов и отчетов Компании.
Основная задача данного этапа состоит в автоматизации системы консолидации бюджетов и отчетов и максимальная ее интеграция в систему управленческого учета и планирования Компании. Реализация данного этапа зависит от состояния существующих автоматизированных систем учета и планирования Клиента, поэтому может осуществляться по нескольким вариантам – как на базе программных средств, предлагаемых ЗАО «Евроменеджмент», так и на базе средств, предлагаемых Клиентом.
Результаты этапа:
Вариант 1. Настроенное и интегрированное в систему управленческого учета программное обеспечение, принятое Компанией-клиентом в эксплуатацию.
Вариант 2. Сформированные требования к программному обеспечению, техническое задание на автоматизацию разработанной системы. Наши специалисты также могут осуществить:
Контроль разработки и внедрения, осуществляемого третьим лицами;
Консультационное сопровождение Компании-разработчика системы по вопросам методологии консолидации бюджетов и отчетов;
Тестирование внедренного программного обеспечения.
Сроки
Ресурсы исполнителя проекта будут спланированы таким образом, чтобы срок разработки системы консолидации бюджетов и отчетов Компании (методологическая и регламентирующая часть проекта) не превышал трех месяцев с начала осуществления проекта. Заказчик должен понимать, что сроки выполнения проекта и качество системы в огромной степени зависят не только от квалификации и опыта Консультанта, но и от степени вовлеченности специалистов и менеджмента (включая высший менеджмент) Компании в планирование и реализацию проекта. Поэтому длительность разработки системы консолидации бюджетов и отчетов Компании может варьироваться в каждом конкретном случае.
Необходимая от заказчиков информация
Для разработки системы консолидации бюджетов и отчетов Компании Консультанту потребуется информация о Компании-клиенте. На этапе заключения договора для получения предварительной информации о деятельности Компании и определения индивидуальных условий реализации проекта Консультанту необходимы:
Отраслевые документы, необходимые для понимания бизнеса Клиента;
Организационная структура Компании;
Цели и требования Компании к проектируемым системам;
Список контактов ответственных лиц Компании, участвующих в проекте.
На этапе исполнения работ Консультантом будут сформированы дополнительные информационные запросы:
Положения и прочие методологические и регламентирующие документы по системам управленческого учета и планирования Компании;
Форматы существующей управленческой отчетности;
Положение об учетной политике и иные методологические документы, определяющие принципы бухгалтерского учета в Компании;
Документы, описывающие методологию и уровень автоматизации процессов консолидации бюджетов и отчетов;
Предложения от Компании по организации и составу предстоящих работ;